Туры
Новости
|
Положение петель на доскеположение петель на доске
Как, куда и для чего ставить ножные петли - от начинающего до эксперта. Современные учебные и wide-style доски имеют невероятное количество вариантов установки петель. С чем это связано? Во-первых, изменился дизайн досок. Нынешние широкие доски весьма объемисты в корме, что позволяет виндсерферу стоять достаточно далеко от мачты, в правильной «глиссирующей» стойке, даже если доска не глиссирует. Это намного облегчает задачу - раньше нужно было вывести доску на глиссер (или почти вывести), чтобы только отойти назад, к петлям, и при этом не утопить узкую корму. Теперь же учиться «вставать в петли» можно едва ли не с самого первого дня занятий виндсерфингом. Во-вторых, изменилась сама концепция. На одной и той же доске человек может учиться поднимать парус, потом учиться глиссировать, учить первый глиссирующий фордевинд, участвовать в клубных гонках, учить жену, детей, друзей и собаку, а в случае необходимости и использовать доску в качестве большого стола... И в каждом из этих случаев виндсерфер будет стоять на доске в другом месте, а соответственно ему нужен другой вариант установки петель. А в результате?.. В результате мы имеем одну доску, четыре петли, шестьдесят отверстий для петель, и сто тридцать вариантов их установки! И совершенно обалдевшего серфера, не знающего, что и куда прикручивать... И прежде, чем хватать отвертку, стоит остановиться и подумать над всем, изложенным ниже. Зачем? Зачем они вообще нужны, эти петли? Доски всех размеров с каждым годом становятся все более легкими, быстрыми и чуткими к работе ног. Современная доска - это не объект, к которому спортсмен прикреплен с помощью петель. Как раз наоборот. Это объект, прикрепленный к спортсмену. Когда ступни ног находятся в петлях, даже небольшого давления на пятку или носок достаточно для изменения направления движения. В условиях порывистого ветра и сильного волнения, ножные петли - едва ли не единственный способ остаться на доске. Так или иначе, но совершенно ясно одно - глиссируя не в петлях, спортсмен будет падать намного чаще, и может забыть про прогресс в виндсерфинге. Куда? Ответ на вопрос, куда ставить петли, зависит от нескольких факторов. Эти факторы: уровень спортсмена, его физические размеры, и стиль катания. + Уровень спортсмена. По сравнению с продвинутым виндсерфером, новичок использует меньшие паруса, работает с меньшей тягой, и поэтому ему не нужно стоять далеко от мачты, чтобы иметь хороший рычаг силы. Основная задача новичка - удержать равновесие, поэтому он ставит ноги поближе к центру доски, подальше от бортов и кормы. Эксперт работает с большей тягой, поэтому ему нужно находиться дальше от мачты. Его задача - наилучшим образом уравновесить доску, поэтому он не будет стоять у центра доски, мешая ей глиссировать на минимальной смоченной поверхности. Поскольку плавник стремится поднять доску из воды, а затем и перевернуть ее, эксперт ставит петли близко к бортам для компенсации этой силы. + Физические размеры. Тут все просто. У высоких людей стойка шире, поэтому им удобнее ставить петли шире, чем у невысоких. Люди с большим весом сильнее и резче задавливают менее объемные части доски (т.е. борта и корму), поэтому они стремятся поставить петли «внутрь и вперед». + Стиль катания. Гонщик или виндсерфер, любящий скоростной стиль катания, предпочитает ставить петли в положение, в котором ему легче контролировать тягу паруса и силу плавника. То есть, наружу, поближе к бортам. Фристайлеры и вэйв-сейлоры ставят петли в положение, в котором проще управлять доской и легче восстановить равновесие. То есть, внутрь, ближе к центру. У одного плавник 70 см длиной, у другого - 20 см. Разные силы действуют на доску, разные стойки, и, соответственно, разное положение петель. Что же, выяснив общие вопросы, перейдем теперь к практике... Установка петель. + Вариант первый. Положение: без петель. Ветер: слабый. Доска: со швертом (центральным плавником) или без него. Для кого: новичок, ранее не пользовавщийся петлями. Для чего: практика в перемещении по доске. Да-да, это не ошибка. Без петель. Начните без них. Покатайтесь, пообвыкните, посмотрите, где вы ставите ноги в зависимости от силы ветра, заметьте, какой парус вы используете и с какой скоростью идете. Потом прикрутите петли максимально близко к тем местам, где стояли ваши ноги. + Вариант второй. Положение: тренировочные петли впереди, возле мачтового погона. Ветер: слабый-средний. Доска: со швертом (или центральным плавником). Для кого: нервозный новичок, впервые использующий петли. Для чего: привыкнуть к ощущению зафиксированности ног в петлях в слабый ветер. На этом этапе новичок должен преодолеть своеобразный технический и психологический барьер. Ранее вы переступали вперед и назад по доске для поддержания равновесия - точно так же, как все мы делаем это на земле. Как только вы вставили ноги в петли, обычные представления о равновесии перестают работать. Теперь ноги прикреплены к одному месту, и вы вынуждены сохранять баланс путем сгибания коленей, наклона бедер, перемещения веса тела. Вы отучиваетесь «гулять» по доске, и привыкаете сохранять баланс перемещением тела. Сама идея отлична, но вот реализация часто хромает. Дело в том, что именно это конкретное положение петель не является очень удобным. Петли находятся посреди доски, возле шарнира, то есть именно там, где спортсмен (неважно, новичок или эксперт) осуществляет перемещение вокруг мачты. Они здорово мешают в этом случае. Поэтому, основная цель петель в данном положении - дать новичку само ощущение использования петель в самый слабый ветер. + Вариант третий. Положение: передние петли сразу за мачтовым погоном, задние петли сразу за швертом. Ветер: слабый-средний. Доска: со швертом (центральным плавником), но лучше без него. Для кого: новичок, впервые использующий петли, но умеющий пользоваться трапецией. Для чего: привыкнуть к ощущению зафиксированности ног в петлях с умеренной тягой в парусе, почувствовать начало выхода на глиссирование. Это идеальное положение для обучения катанию в петлях. Несмотря на то, что в таком положении вы можете стоять в петлях, даже не глиссируя, для комфортного катания вам все равно потребуется определенная тяга в парусе. Петли стоят достаточно далеко назад, чтобы вы могли почувствовать, как поднимается нос доски, и получить свои первые впечатления от глиссирования на нереальном ветру в 5 м/сек :) Для того, чтобы встать в петли, вам придется отходить назад по доске - таким образом, вы наработаете этот необходимый навык. + Вариант четвертый. Положение: передние петли сразу за швертом, посередине между бортами и центральной линией доски. Ветер: средний. Доска: без шверта (центрального плавника). Для кого: новичок, уже немного знающий о катании в петлях, умеющий контролировать тягу паруса и катающийся на трапеции. Для чего: ощутить глиссирование, научиться рулению ногами. Вот это уже кое-что... По общему правилу, вы не сможете стоять в этих петлях в нормальной стойке не на глиссировании. Пожалуй, это идеальное положение для катания не очень опытного спортсмена. Петли находятся достаточно далеко назад и наружу, и можно полностью глиссировать. И хотя «места для ошибок» по-прежнему много, в этом положении вам уже необходимо более ответственно отнестись к процессу вхождения в петли. Вы реально почувствуете, как это происходит - «разгрузка» ног, перенос веса тела на рангоут и т.д. Это также лучшее положение для обучения рулению ногами, и, может быть, даже для первых глиссирующих фордевиндов. Однако, при усилении ветра такое положение окажется неудобным. + Вариант пятый. Положение: все петли максимально назад и наружу, к бортам. Ветер: сильный. Доска: без шверта. Для кого: более опытный спортсмен, работающий с большим парусом и выжимающий из доски максимум скорости. Для чего: научиться противодействовать подъемной силе большого плавника. Скоростное катание, гонки. Наружное положение петель на учебных, семейных и wide-style не такое радикальное, как, например, на гоночных досках типа «Формула». Там петли стоят не то что у края палубы, а буквально на самом краю, поэтому если вы не попадете ступней в петлю с первого раза, то нога окажется в воде со всеми вытекающими последствиями. На наших же досках между петлей и кромкой палубы есть несколько сантиметров, так что ноге есть где задержаться на пару секунд, пока вы нащупываете петлю. Так или иначе, но это уже более или менее «гоночная» настройка, предназначенная для противодействия силе большого плавника. Поэтому для начала нужно установить этот самый плавник. Часто семейные доски идут с маленькими плавниками, подходящими лишь для обучения. Тяжело сказать, какой длины должен быть «гоночный» плавник на широкой доске, но никак не меньше 45-50 см. Если плавник будет слишком мал, то как только вы встанете в петли, наветренный борт неизбежно утонет, а доска повернет к ветру. Нужно помнить, что как только вы прикрутили петли в самое наружное положение, вы перестали быть новичком, катающимся на учебной доске. Это также означает, что вы готовы к переходу на меньшую по объему доску, которая доставит вам несоизмеримо больше удовольствия. Единственная причина, по которой вы можете продолжать кататься на большой доске с такой настройкой - это желание глиссировать в слабый ветер. Угол установки петель. Угол установки передних петель относительно центральной линии доски - дело сугубо индивидуальное. Это вещь, с которой вы можете экспериментировать, особенно перейдя на маленькие фрирайдовые и вэйв-доски, где угол установки играет большую разницу для контроля борта доски. Если вы не уверены с углом - доверьтесь производителю. То есть, если вы ставите одну сторону петли в самое переднее отверстие из группы, то и вторую сторону петли ставьте в самое переднее отверстие. Это даст более-менее стандартный угол. Ширина между петлями. Ширина между передними и задними петлями - также вещь, с которой можно экспериментировать. Она зависит, например, от вашего роста. Более высокие люди ставят петли пошире. Когда петли стоят близко друг к другу, вам проще переносить вес тела с одной ноги на другую, но при этом вы стоите более прямо, и вас проще опрокинуть под ветер. Когда петли стоят широко, у вас более стабильная стойка и ниже центр тяжести, но хуже маневренность. Опять же, если вы не уверены в правильной ширине, поверьте производителю - устанавливая передние петли в переднее положение, задние петли также ставьте в переднее положение. |